Оригинальное название: Ateanism.
Источник: Dark Heresy - Disciples of the Dark Gods.
Атеанизм
Что может быть дурного в прелести знания? В радости созерцания красоты или понимания гения?
Дурл Талин, префект улья Инфернис, сожжён за ересь в 265.М41
Некоторые вещи лучше не знать, некоторые истины лучше оставить непознанными, неосмысленными. Увы, человечество любопытно, люди жаждут узнать секреты, скрытые занавесом неведения. Подобная страсть – настоящий лакомый кусочек для Губительных Сил. Обуянный ею искатель истины получает всё, о чём молит, обрекая себя при этом на полное уничтожение. Зловредный культист может навлечь бурю Хаоса, но ещё это может сделать безрассудство слабых, тщеславных и самонадеянных, и безумные причуды атеанистов - лишнее тому подтверждение.
Атеанизм – это учение о мысли и о теории науки и искусства. Превыше любых целей и верований атеанизм ставит красоту и чистое достижение разума – одну-единственную великолепную истину, которая лежит в основе любого движения к совершенству. Чтобы найти её, атеанисты используют набор формул и преобразований, которые должны позволить им хотя бы одним глазком узреть ту истину, что скрывается за всеми величайшими творениями людей. К несчастью для обманутых глупцов, искомое знание - это ложь, расставленная силами впитанных варпом порочности и высокомерия. Применяя свои гнусные, нечистивые методики, атеанисты постоянно балансируют на краю разложения, проклятья и уничтожения.
Одержимость Юлия Атеаноса
Школа мысли атеанизма была названа в честь своего проклятого основателя – Атеаноса. Даже спустя два столетия после смерти этого архивариуса и учёного, история Атеаноса, порождённая его гордыней, по-прежнему терзает души людей. Специалист во многих областях знаний, просветитель – Юлий Атеанос также был ещё и главным хранителем Библиотеки Познания на Фенксворлде. Гулкие библиотечные залы были ему родным домом, а стопки книг, свёртки пергамента и хранилища информации – любимыми домочадцами. Однако каким бы учёным и образованным ни был Атеанос, главного он так и не понял: быть хранителем знания в Империуме – значит держать это знание сокрытым от тех, кому оно не должно достаться. Атеанос мог бы спасти множество душ, если бы осторожнее относился к попадавшей в его руки информации.
Первой причиной падения Атеаноса во тьму проклятья был изъян его собственного слабого характера. Он был абсолютно уверен в своих умственных способностях и абсолютной чистоте интеллектуальных достижений. Десятилетиями Атеанос изучал труды, попадавшие в его руки. Атеанос зачитывался творениями великих мыслителей - основоположников наук, его слепила красота поэм древней Терры, авторы которых давно преданы забвению, а в ночные смены он тайком читал заказанные тексты, трепеща от прелестного осознания запретности.
В своих поисках Атеанос пересёк черту необходимого знания. Его уже не радовало изучение чужих достижений – он возмечтал стать подобным тем самым древним поборникам искусств и знаний. Мечта стала преследовать Атеаноса, утешать и согревать посреди рутинной серости его титанического труда. Грёзы помогали Атеаносу переносить минуты унижения, когда ему приходилось выполнять то, что он считал ниже своего достоинства. После долгих лет бесплодного существования Атеанос решил наконец воплотить свою мечту и шагнул вперёд, где его ожидал кошмар, а не красота.
Возможно, после прочтения очередного отрывка из трудов древнего философа, Атеанос пришёл к мысли, будто великому искусству, мысли или любому другому методу человеческого самовыражения присуща одна черта - сложная и в то же время элементарная. Он верил, что именно она, являясь то как возвышенность поэзии, изящество теории, то в виде правильности скульптуры, затрагивала самые глубины души, побуждала человечество стремиться ко всему прекрасному и великому.
Более того, Атеанос возомнил, будто эту черту можно выделить, извлечь из трудов, неотъемлемой, но невидимой частью которых она была. Это было бы чистое, незамутнённое совершенство в его абсолютном виде. Атеанос мечтал об этом как о своём величайшем даре человеческому знанию, даре, способном обессмертить его и покрыть вечной славой. Таким образом, он опустился в самые глубины своей тайной одержимости за десять лет до гибели.
Обретённая истина
Атеанос отыскал свою правду, но, к сожалению, не ту, что ожидал. Полностью погружённый в работу, он исследовал сумрачные области знаний и различные дисциплины. В самые трудные моменты его всегда подстёгивали мимолётные видения славной цели. Когда все служители библиотеки расходились, Атеанос в неясном свете тайно изучал запретные труды. Его спина сгорбилась, утомлённые глаза впали, зрение напрочь было испорчено долгими часами работы. Наконец, труд подходил к завершению, и Атеанос сладостно томился как человек перед окончанием дела всей жизни.
Плодом его тяжкого труда была удивительная формула, написанная символами, которые человек едва смог бы понять. Атеанос верил, что формулы могут извлечь на свет потайную суть всего истинного и прекрасного. Поэтому получившийся набор символов был для него тем самым ключом к величию творений руки и мысли. Возможно, где-то в глубине души, незатронутой одержимостью, Атеанос понимал истинный ужас того, что он записал буквами мертвецов, и до последнего откладывал испытание своей работы.
Немало времени он потратил на изложение всех своих действий в тайном журнале. Затем Атеанос корпел над оформлением «Преобразования Эриды» - как он окрестил своё творение – и теории методов его применения. Каждая исписанная страница тончайшего терранского пергамента была настоящим произведением искусства: книгу украшало сусальное золото, узоры травлёного адамантина и глубокие оттенки редчайших чернил. Окончание работы над декорированием явилось моментом, когда Атеанос больше не мог ждать, и впервые испытал своё творение. Не существует достоверных записей о том, что он выбрал в качестве объекта. И не важно, была ли это знаменитая скульптура или труд давно сгинувшего поэта, результат оказался чудеснее и ужаснее, чем Атеанос только мог помыслить.
Как только последняя процедура «Преобразования» была завершена, мир вокруг и внутри Юлия Атеаноса изменился. У него захватило дух от чувства бесконечных возможностей, раскрывшихся перед ним. Всем его существом завладело ощущение нетронутой красоты всего вокруг. Атеанос слышал звуки - диссонирующие, но оттого ещё более прекрасные. Душа рыдала и болела от их невозможности. Он чувствовал себя вознесённым на совершенно иной, гораздо более совершенный уровень мироздания, где всё действовало по-другому, а любые впечатления о пространстве и времени сменялись как в калейдоскопе, от которого невозможно было оторваться.
Как бы то ни было, даже на вершине восхищения Атеанос почувствовал лживость обретённого счастья и неприятное чувство прикосновения к чему-то ужасному и неправильному. Всё вокруг струилось и расплывалось подобно воску, на краю поля зрения ухмылялись льстивые лица, а воздух наполнила смесь тысяч изысканных ароматов и сладковатого запаха разложения. В последних записях Атеаноса, выведенных трясущейся рукой сумасшедшего, говорится о том, что нечто пришло за его душой.
Дальнейшая судьба безрассудного гения точно не известна. Среди служителей Ордоса, которые охотятся за фрагментами наследия Атеаноса, шёпотом передаётся одна легенда. Она гласит, что на изукрашенных полях оригинальной рукописи «Преобразования Эриды» читатель может обнаружить изображение замотанного в лохмотья человека. И услышать его вопль.
После исчезновения Атеаноса, манускрипт был сначала переписан его последователями, а затем пропал посреди скандалов и череды странных смертей. Примерно в то же время Святые Ордосы обнаружили и завладели журналом безумца. С тех пор труд Атеаноса встречается только в виде неполных копий в руках пресытившихся художников, самоуверенных учёных и просто любителей поизучать варп. Оригинал давным-давно утерян, и его губительная сила ослаблена ошибками и пропусками последователей. Но для человека, достаточно одарённого и образованного, применение «Преобразования» видится счастливым шансом избавиться от огромных объёмов монотонной работы. Писцу, копирующего книгу, которую никто никогда не прочтёт или художнику, чей дар не способен удовлетворить безграничную фантазию, атеанизм даёт возможность насладиться красотой и удовлетворением.
Атеанисты – обычно отчаянные, пресытившиеся жизнью люди. Они маниакально разыскивают и применяют запрещённые формулы на всём подряд в надежде на мгновение абсолютного совершенства. Многие никогда не получают ожидаемого – их копии «Преобразования Эриды» неполны или же неверно применяются. Но некоторые несчастливцы достигают того, чего жаждут, и попадают во власть зависимости, гораздо более сильной, чем любая химическая. С этого момента они вынуждены повторять процедуру опять, опять и опять.
«Преобразование Эриды» и его применение
Практикующий атеанист озабочен, главным образом, применением «Преобразования Эриды» на всевозможных творениях искусства и интеллекта – например, музыкальных и литературных произведениях. Чтобы чего-то достигнуть, начинающему атеанисту требуется также связная методика. Обычно это шифр, составленный из множества непонятных преобразовательных таблиц, оккультных и геометрических схем. Эти элементы могут встречаться как все вместе, так и по отдельности, и пребывать в самых разных формах – от ветхих свитков до закодированных инфопланшетов. Многие труды также содержат дополнительные пометки предыдущих владельцев и комментарии об испробованных методах применения.
В атеанизме нет единства, это скорее общество одиночек или малых групп, объединённых только передаваемыми по кругу копиями «Преобразования Эриды». Переходящие копии и сопряжённые с ними знания вовсе не обязательно хороши. Некоторые вообще не работают или же работают, но только в очень изобретательных руках. Укоренившиеся в среде атеанистов мелочи – вроде того, что и как нужно делать, в каких условиях, нужны ли зеркала, особый аккомпанемент и прочее – иногда даже приводили к вражде и убийствам среди последователей этого учения.
Проводя свои ритуалы, атеанисты полностью открываются для демонического воздействия, и их это совершенно не волнует. Как будто какая-то внешняя сила (возможно, реально существующая) не даёт последователям учения осознать эту истину. Несмотря ни на что, многие считают атеанизм движением, стремящимся к правде и красоте во вселенной монотонной зубрёжки и напирающих со всех сторон, непрошибаемых догм.
Копии «Преобразования Эриды» обычно передаются среди друзей, единомышленников эстетов, в научных кругах, они не относятся к свободно распространяемым товарам и вряд ли могут быть куплены за деньги на открытом рынке. Если же кому-то удастся найти копию, цена будет исчисляться тысячами тронов. «Преобразование Эриды» запрещено, поэтому раздобыть копию означает вращаться в кругах обладателей аналогичных вещей.
Использование атеанизма в играх
Атеанизм – это угроза, исходящая от варпа, но лишённая традиционных атрибутов – культистов и строящих козни демонопоклонников. Любознательность во вселенной, где ограниченность недаром считается добродетелью – вот путь к атеанизму. То, как «Преобразование Эриды» меняет владельцев, чрезвычайно интересует Ордо Маллеус, а поиски преступника учёного или переписчика могут начаться с нескольких отдельных страниц, обнаруженных среди обычных трудов.
Копия может обнаружиться у священника или учёного, наводя на след людей, давших им эту книгу. Тоскующий от безделья аристократ или магнат вполне может убедить художника использовать «Преобразование», дабы получить нечто неповторимой красоты, обрекая таким образом себя и окружающих на вечное проклятье.
Аналогичным образом, началом приключения может послужить полноценный прорыв демонов, вызванный успешным применением атеанизма. Следуя за потоком событий, Аколиты должны будут как можно быстрее разузнать, кто передал «Преобразование» несчастному атеанисту, и в чьи ещё руки оно может попасть, прежде чем произойдёт следующий прорыв.
Библиотека Познания
Библиотека Познания – это одно из крупнейших хранилищ знаний, учёности и мудрости в секторе Каликсида. Это один из памятников славных времён основания сектора. Обширный сбор начали ещё приближённые учёные и советники Анжуйского во время крестового похода, даже сам Лорд Милитант пожертвовал часть личных коллекций. В одном из предсмертных распоряжений освободитель сектора отметил Библиотеку Познания, и дом Ваакон, главенствующий на Фенксворлде, неизменно поддерживает и оберегает её уникальный статус.
Красноглазые прихвостни Анжуйского сумели собрать невиданную коллекцию трудов. Это были и книги, и банки данных, и произведения искусства со всего Империума – даже богато оформленные труды с далёкой Терры. Ветхие пергаментные рукописи забытых авторов, мятые свитки с древними знаниями из разграбленных хранилищ и отступнических планет – здесь было всё. Первоначальная коллекция легла в основу библиотечного собрания. Ещё больше было добавлено в последующие столетия домом Ваакон, а также многими другими путями, например за счёт частных пожертвований, из конфиската и через завещания. Библиотека Познания открыта для всех, кто с помощью денег, интриг или по наследству получит место в закрытом списке читателей.
Здание Библиотеки представляет собой циклопический вертикальный цилиндр из тусклого металла, возвышающийся над шпилями Нова-Кастильи. Внутренние помещения разделены каменными стенами и колоннами, а просторные галереи наполнены ярусами и мостками из потемневшей меди. Некоторые служители Инквизиции уверены, будто в тайных книгохранилищах библиотеки хранятся запрещённые труды, хотя многочисленные поиски не обнаружили ни одной определённо еретической записи. Однако подобные теории находят всё больше сторонников, так как библиотечные залы – доподлинно известное место зарождения богомерзкой философии атеанистов. На фоне неприязни Инквизиции к связи этого запрещённого, демонопоклоннического учения и Библиотеки Познания, любопытен тот факт, что большая часть фондов остаётся нетронутой. Это плодит множественные слухи о неких покровителях помимо дома Ваакон, занятого лишь торговлей. Возможно, даже из рядов самих Святых Ордосов.